Как сделать таблицу по биологии 8 класс


Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс



Уважаемые учащиеся и родители!

В этом учебном году учащиеся 8-х классов будут продолжать изучать биологию, вам предстоит освоить курс «Биология человека», включающий в себя такие дисциплины, как анатомия, физиология и гигиена человека.

Литература. Учебник «Биология. Человек. 9»,  под ред А..С. Батуева. («Дрофа», 1996г., и последующие стереотипные издания Биология 9, поскольку именно этот учебник предоставляет учащимся  массово библиотека ЦО №109. Для тех, кто пользуется учебником «Биология 8. Человек» необходима коррекция нумерации страниц, таблиц и рисунков). Помимо учебника приветствуется посещение Википедии и отдельных источников справочного характера, ссылки на которые сообщаются на уроках.

Требования к ведению тетради — обязательно число и тема урока, наличие таблиц, схем, рисунков и конспективных записей, указанных ниже.

Материалы I четверти

Проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы (Ваши дети уже поставлены в известность о тематике, требованиях и режиме выполнения работ):

  1. В первой четверти планируется административная контрольная работа по материалу курса 7 класса (стартовый контроль), включающая в себя вопросы по зоологии беспозвоночных животных ( основные типы и классы беспозвоночных животных, паразитические организмы, их жизненные циклы, переносчики и возбудители инфекционных заболеваний). Работа предполагает как ответы на вопросы тестового характера, так и развернутые ответы, требующие формулировки и обобщения материала.
  2. В течение все первой четверти ( и далее в том же режиме) предполагаются фронтальные письменные опросы по каждой изучаемой теме. Количество вопросов — не более 4, ответы конспективные, на базе заполняемых учащимися таблиц и конспектов.
  3. Контрольная работа  №1«Нервная система, нервно-гуморальная регуляция функций организма». Работа предполагает как ответы на вопросы тестового характера, так и развернутые ответы, требующие формулировки и обобщения материала.

В первой четверти Вашим детям предстоит освоить следующие тематические блоки:

1. Общий план строения человеческого организма (клетка, ткани, органы и их системы, основные функции организма).
2. Нервно гуморальная регуляция физиологических функций организма.
3. Кровь.

Итак, более подробно, обращаясь к содержанию учебника и реальному плану изложения материала.

Тематический блок №1
Общий план строения человеческого организма (клетка, ткани, органы и их системы, основные функции организма).

Тема «Клетка, строение, химический состав, свойства».
Параграфы 1,2, таблица «Строение клетки» стр.8.

Для успешного  изучения  строения и свойств клетки необходимо усвоить определение клетки, функции её органоидов, жизненные проявления клетки (жизненные свойства), особенности химического состава клетки (органические вещества, неорганические вещества, роль воды), иметь представление о фазах  деления клетки.

Термины и понятия:
Клетка, органоиды, белки, жиры, углеводы, ферменты, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), мембрана, цитоплазма, ядро, сеть канальцев, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.

Изучение темы предполагает обсуждение этих терминов и понятий на уроке, составление таблицы «Строение клетки» (выписываем названия органоидов и раскрываем их функции и характерные особенности), обсуждение фаз деления клетки.

 

Тема «Ткани. Типы тканей и их свойства».
 Параграф 3, таблица «Ткани и их функции» стр15

Данная тема  важна для понимания строения и функций органов и систем органов человеческого организма, к ней мы неоднократно будем возвращаться в течение всего курса биологии человека. Необходимо четко знать определение анатомического понятия «ткань», знать основные типы тканей, уметь объяснить связь их строения с функциями, различать ткани на рисунках и схемах, представлять в общих чертах для каких систем органов в большей степени характерны те или иные виды тканей. В ходе обсуждения ( и как вариант домашнего задания) заполняем таблицу «Ткани и их функции».

Термины и понятия:
Ткань, межклеточное вещество, эпителий, мышечное волокно, соединительная ткань, нейрон, нервные волокна, возбуждение.
Многослойный эпителий, железистый эпителий, мерцательный эпителий, гладкая мышечная ткань, поперечнополосатая мышечная ткань,  костная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящевая ткань, кровь.

Изучение темы предполагает обсуждение типов и видов тканей, выявление связи их строения с выполняемыми функциями. В процессе обсуждения заполняется таблица «Ткани и их функции».

Тема «Органы. Системы органов. Основные функции организма».
Параграфы 4,5, таблица  (или конспект) «Строение и функции систем органов» стр. 18.

Обзорная тема, предваряющая начало изучения конкретных систем органов человеческого тела. Обсуждается анатомическое понятие «орган», формируется представление о системах органов человеческого тела (физиологические системы, выделяемые по ведущему функциональному признаку), их главных функциях и составе органов, в них входящих. Для полноценного усвоения материала  в процессе обсуждения темы составляется  конспект параграфа 4 ( в свободной форме, или в форме таблицы «Строение  и функции систем органов»).  Обсуждение физиологических и психических функций организма подводит итог знакомства с  общим планом строения организма человека. Желательно сделать краткие записи, раскрывающие содержания понятий «функции организма», «физиологические функции» и «психические функции ».

Термины и понятия:
Орган, система органов,  физиологические функции,  психические функции.

 

Тематический блок №2
 Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций организма.

Тема «Регуляция функций в организме. Строение нервной системы и ее свойства».
Параграфы 6,7. В ходе обсуждения (или изучения параграфов) делаем краткий конспект, включающий раскрытия основных понятий и содержания главных терминов.

Одна из самых важных тем курса, в обсуждении выясняем основные особенности регуляции функций человеческого организма, формулируем признаки и характерные особенности систем, участвующих в этих процессах. Акцентируем внимание на различиях нервной и гуморальной регуляции функций, иллюстрируем примерами из опыта собственных ощущений. Изучаем общий план строения нервной системы, свойства нервной ткани, строение нерва.

Термины и понятия:
Нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.
Нервный импульс, возбуждение, торможение.
Центральная нервная система, периферическая нервная система, нервы, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, исполнительный нейрон.
Серое вещество, белое вещество.

Тема «Рефлекс».
Параграф 8. Схемы рефлекторных дуг: простая дуга и дуга со вставочным нейроном. См. Рис. 14 и 15. (схемы!!!)

Тема раскрывает рефлекторный принцип работы нервной системы. Обсуждаем примеры рефлекторных реакций организма на раздражители. Акцентируем внимание на ощущениях, полученных из собственного жизненного опыта. Раскрываем смысл понятия рефлекс, формулируем определение рефлекса, анализируем состав рефлекторной дуги и чертим ее схему (не рисунок!!!), подписываем названия нейронов, её составляющих. Обсуждаем различия безусловных и условных рефлексов.

Термины и понятия:
Рефлекс, рефлекторная дуга, нервный центр, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Тема «Спинной мозг».
Параграф 9, рис 16.

Изучаем строение и функции спинного мозга, его роль в работе нервной системы. Делаем схематичный рисунок поперечного разреза спинного мозга (рис. 16) (как вариант домашнего задания), подписываем элементы строения. Проводим эксперимент с коленным рефлексом (каждый учащийся исследует себя), описываем свои ощущения, акцентируя внимание на непроизвольность реакции и скорость ее протекания. Обсуждаем последствия нарушения целостности спинномозговой ткани (спинальные травмы, возрастные особенности, профилактика).

Термины и понятия:
Спинномозговые нервы,  передний корешок, задний корешок, рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, паралич.

Тема «Головной мозг»
Параграф 10, таблица «Функции отделов головного мозга» стр.33, желательно рис.17 (схематично!!!).

Изучаем строение головного мозга, деление его на отделы, функции каждого отдела. По мере обсуждения заполняем таблицу «Функции отделов головного мозга». Акцентируем внимание на примерах ощущений и наблюдений из собственного опыта.
К этой теме будем неоднократно возвращаться при изучении всех систем органов нашего организма.
Особое внимание уделяем обсуждению строения больших полушарий головного мозга, деления его на доли и функций долей. Эту часть урока (или параграфа) желательно законспектировать - на этом материале базируется тема «Органы чувств и восприятие».

Термины и понятия:
Задний мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.
Передний мозг: промежуточный мозг, большие полушария.
Кора больших полушарий: лобные доли, височные доли, теменные доли, затылочные доли.
Мозговые центры: дыхательный, рвотный, центр  терморегуляции, центр жажды, насыщения, голода.

Тема «Вегетативная (автономная) нервная система».
Параграф 11, таблица «Влияние вегетативной нервной системы на деятельность некоторых органов» стр 36 + форзац учебника (рисованная таблица «Автономная (вегетативная) нервная система».

Изучаем и обсуждаем строение периферической нервной системы, ее деление на соматическую и вегетативную, ведущие функции обеих. Подробно останавливаемся на строении и функциях вегетативной нервной системы, ее делении на отделы. Изучаем состав особенности проявления нервной регуляции симпатического и парасимпатического типов, акцентируя внимание на собственных ощущениях в момент стрессовых реакций и послестрессовых состояний. В процессе обсуждения ( и как вариант домашнего задания) заполняем таблицу «Влияние вегетативной нервной системы на деятельность некоторых органов», дополняя ее материалами, почерпнутыми из обсуждения на уроке.

Термины и понятия:
Автономная нервная система, соматический отдел нервной системы, симпатический и парасимпатический отделы нервной системы, нервные узлы, блуждающий нерв, метасимпатический отдел нервной системы.

 

Тема «Железы внутренней секреции и гормоны».
Параграф 12,13, таблица «Функции желез внутренней секреции» стр. 40.

Изучаем особенности желез внешней секреции и внутренней секреции, даем определения этих групп. Обсуждаем плюсы и минусы гуморального механизма регуляции функций организма, раскрываем смысл понятия «гормоны». Составляем перечень желез внутренней секреции. В процессе обсуждения особенностей воздействия желёз внутренней секреции на состояние нашего организма, заполняем таблицу ( и как вариант домашнего задания) «Функции желез внутренней секреции».  Изучаем варианты патологии желез внутренней секреции, описываем заболевания, вызванные недостатком или избытком гормонов, вносим их названия в таблицу. Обсуждаем нервную регуляцию гормональной деятельности.

Термины и понятия:
Железы внешней секреции, гормоны, железы внутренней секреции, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, вилочковая железа, половые железы, гипофиз, гипоталамо-гипофизарная система, нейрогормоны.
Сахарный диабет, кретинизм, микседема, базедова болезнь, гигантизм, карликовость.

 

Тематический блок №3
 Кровь.

Тема «Внутренняя среда организма».
Параграфы 14, 15 схема «Совместимость групп крови», рис. 28.

Изучаем состав внутренней среды нашего организма, выявляем связи между ее компонентами. Делаем вывод о назначении внутренней среды организма и ее свойствах.
Кратко описываем каждый из компонентов внутренней среды, его особенности и функции.
Акцентируем внимание на жидкой соединительной ткани — на крови. Обсуждаем кратко ее состав и функции. Перечисляем форменные элементы (клетки) крови. Описываем функции крови.
Изучаем межклеточное вещество крови — плазму крови. Обсуждаем ее состав, функции, описываем реакцию свертывания крови, участвующие в ней компоненты.
Обсуждаем особенности солевого состава плазмы, раскрываем понятия «физиологический раствор изотонический, гипотонический, гипертонический». Делаем вывод о важности постоянства солевого состава плазмы крови для нашего организма.
Изучаем различия групп крови и правила переливания, раскрываем смысл понятий «донор», «реципиент». Акцентируем внимание на проблеме совместимости по группе и резус-фактору крови.

Термины и понятия:
Внутренняя среда. Тканевая жидкость, лимфа, плазма крови, физиологический раствор.
 Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Свертывание крови, фибриноген, фибрин,  группа крови, резус-фактор, донор, реципиент.

Тема «Эритроциты и лейкоциты»
Параграф 16, таблица «Клетки крови и их значение», стр.51.
Изучаем особенности строения, формирования и локализацию образования форменных элементов крови, из функции в норме и при патологических состояниях организма. Обсуждаем процесс переноса кислорода эритроцитами, причины малокровия (анемии). Обсуждаем особенности строения лейкоцитов в связи с их функциями,  рассматриваем схему протекания воспалительного процесса. Знакомимся с основными  положениями учения
И. И. Мечникова о защитных свойствах организма. Формулируем определение фагоцитоза.
В процессе изучения темы  (или как вариант домашнего задания) заполняем таблицу «Клетки крови и их значение».

Термины и понятия:
Гемоглобин, оксигемоглобин, фагоцитоз, фагоциты, воспаление.

Тема «Иммунитет».
Параграф 17, схема «Виды иммунитета», стр. 53.

Обсуждаем защитные барьеры нашего организма, формулируем определение понятия «иммунитет». Знакомимся с различными формами лимфоцитов и особенностями их функций. Раскрываем смысл понятия «инородные белковые тела».  Изучаем формы иммунитета и классифицируем их. Знакомимся с результатами экспериментов Эдуарда Дженнера и  Луи Пастера, обсуждаем значение их открытий. 
Обсуждаем проблемы профилактики СПИДа, меры борьбы с опасными инфекционными заболеваниями и профилактические мероприятия, признаки проявления аллергических реакций.

Термины и понятия:
Иммунитет врожденный и приобретенный, прививка, вакцинация, лечебная сыворотка, активный и пассивный,  аллергия.

 Материалы II четверти

Во второй четверти мы продолжаем изучение биологии человека, нам предстоит освоить новые темы, имеющие не только теоретическое, но и серьезное практическое значение.

 

Требования к ведению тетради остаются прежними. Необходимо обращать внимание на работу с таблицами  и схемами. Опыт первой четверти показывает, что своевременное заполнение тематических таблиц упрощает повторение материала, помогает запоминанию фактологических данных и терминов.

Проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы:
В течение все второй  четверти  предполагаются фронтальные письменные опросы по каждой изучаемой теме. Количество вопросов — не более 4, ответы конспективные, на базе заполняемых учащимися таблиц и конспектов.

Контрольная работа  №2 «Кровь. Иммунитет. Кровеносная система». Работа предполагает как ответы на вопросы тестового характера, так и развернутые ответы, требующие формулировки и обобщения материала. В работе затрагивается материал как текущей четверти, так и связанные с ним вопросы из тем предыдущей четверти.

Лабораторные работы связаны с самоисследованием и оказанием первой помощи, их описание вы найдете в учебнике, в случае пропуска уроков работы можно выполнить самостоятельно.
Во  второй четверти Вашим детям предстоит освоить следующие тематические блоки:
4. Кровеносная система и кровообращение
5. Дыхание>
6. Пищеварение>
Итак, более подробно, обращаясь к содержанию учебника и реальному плану изложения материала.

Тематический блок №4   Кровообращение.
>Тема: «Движение крови и лимфы в организме.»
Параграф 18,  схема кругов кровообращения, перечень групп кровеносных сосудов с описанием особенностей их строения и функций.
Изучение темы предполагает обращение к материалу курса биологии 7 класса (разнообразие строения кровеносной системы в животном мире), краткое обсуждение общего плана строения кровеносных систем животных, связь системы кровообращения и дыхательной системы (на примере позвоночных животных). Далее мы рассматриваем строение  кровеносной системы человека, обсуждаем особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми ими функциями. Обсуждаем круги кровообращения и составляем принципиальную схему кровообращения. Лимфатическая система рассматривается ознакомительно и кратко, перечисляются ее функции, включая уже известную — участие в создании иммунитета.
Термины и понятия:
Артерии, вены, капилляры, большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, лимфатическая система, грудной проток, лимфатические узлы.<</p>

Тема: «Строение и работа сердца»
Параграф 19, краткое описание сердечного цикла.
Изучение темы предполагает  краткое обращение к  материалу курса биологии 7 класса (строение сердца у позвоночных животных — эволюция органа от рыб к млекопитающим).  Обсуждаем строение сердечной мышцы на уровне ткани и органа. В ходе обсуждения делаем записи о параметрах сердца, ритме его работы, нагрузках. Конспективно описываем клапаны сердца, фазы сердечного цикла. Обсуждаем автоматизм сердца, особенности нервной и гуморальной регуляции работы сердца. Составляем список химических веществ, влияющих на работу сердца, указываем характер их воздействия (угнетение или стимуляция).
Термины и понятия:
Предсердия, желудочки, створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм сердца, электрокардиограмма, ацетилхолин, адреналин.>

>Тема: «Давление крови в сосудах. Движение крови по сосудам.»
Параграфы 20, 21,  лабораторная работа №3 (стр. 219).
Тема имеет прикладное значение, так как раскрывает такие понятия, как «артериальное давление, гипертония, гипотония», поясняет  методику измерения А/Д, его значения для отдельных возрастных групп.
Также обсуждаем давление крови в сосудах и скорость движения крови по сосудам, как взаимосвязанные явления,  условия изменения параметров (нагрузки физические, нервную и гуморальную регуляции процессов кровообращения, особенности строения кровеносных сосудов и работу скелетных мышц, как факторы, оказывающие влияние на кровообращение).
Изучение данной темы предполагает выполнение заданий на  самоисследование   -  измерение частоты пульса ( в покое и после физической нагрузки).
По ходу обсуждения делаем конспективные записи, раскрывающие смысл понятий и терминов, записываем числовые значения отдельных параметров.
Термины и понятия:
Кровяное давление, саморегуляция кровяного давления, артериальный пульс, скорость движения крови, перераспределение крови, карманообразные клапаны, нервная регуляция просвета сосудов, гуморальная регуляция  просвета сосудов.

Тема: « Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях».
Параграфы 22, 23, лабораторная работа №4 (стр. 220).
Данная тема предполагает обсуждение резервных возможностей сердца, оптимальные условия работы сердечной мышцы, роль регулярных нагрузок в режиме тренировок, понятия  «гиподинамия». В ходе обсуждения формулируем правила повышения работоспособности. Акцентируем внимание на негативное влиянии вредных привычек на работу сердечно-сосудистой системы.
Детально обсуждаем особенности кровотечений при ранении различных типов кровеносных сосудов и приемы оказания первой помощи при них. Делаем конспективные записи.
Термины и понятия:
Резервы сердца, тренировка сердечно-сосудистой системы, режим труда, влияние курения и употребления алкоголя на организм, капиллярное кровотечение, венозное кровотечение, артериальное кровотечение, внутреннее кровотечение, давящая повязка, жгу и правила его наложения.

>Тематический блок №5   Дыхание.
Тема: «Органы дыхания : строение, функции».
Параграф 24, таблица «Органы дыхания» (стр. 82.)
Изучаем состав органов дыхательной системы, обсуждаем особенности их строения в связи с выполняемыми функциями. Заполняем таблицу «Органы дыхания» (стр. 82.).
Термины и понятия:
Воздухоносные пути, реснитчатый эпителий, носовые полости, чихательный рефлекс, носоглотка, глотка, гортань, голосовая щель, щитовидный хрящ, надгортанник, голосовые связки, кашель, трахея, бронхи, легкие, плевральная полость, плевра, легочные пузырьки (альвеолы).

Тема: «Дыхательные движения и их регуляция. Газообмен в легких и тканях».
Параграфы 25,26,таблица «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (стр. 85).
Обсуждаем механизм вдоха и выдоха, выявляем роль отдельных органов (диафрагма, межреберные мышцы, грудная клетка, альвеолы, плевральные оболочки, плевральная полость) и делаем конспективные записи. Знакомимся с особенностями регуляции дыхательных движений, акцентируем внимание на роли концентрации углекислого газа в крови и работе дыхательного центра, тканевых рецепторов. Рассматриваем процессы внешнего и внутреннего дыхания, обсуждаем особенности процессов с точки зрения их физико-химических характеристик ( выравнивание концентрации кислорода и углекислого газа путем диффузии через стенки альвеол и легочных капилляров).
Термины и понятия:
Жизненная емкость легких, дыхательный центр, регуляция дыхательных движений,обмен газов в легких, обмен газов в тканях.
Тема: «Влияние окружающей среды на дыхание. Гигиена воздуха. Первая помощь при нарушении дыхания».
Параграфы 27, 28, (ответы на вопросы стр. 93 письменно).
В ходе обсуждения темы выявляем роль кислорода, азота, углекислого и угарного газов в процессах дыхания. Рассматриваем конкретные условия смещения средних значений содержания этих газов в атмосферном воздухе, и  влияние этих изменений на дыхательную систему человека. Обсуждаем гигиенические требования к микроклимату рабочих и  жилых  помещений (класс, цех, комната), акцентируем внимание на вентиляции и воздухообмене. Составляем перечень причин остановки дыхания и изучаем методики их устранения. Изучаем методику оказания первой помощи ( искусственное дыхание). Конспектируем раздел «Влияние курения на органы дыхания».
Термины и понятия:
Состав атмосферного воздуха, кислород, азот, углекислый газ, угарный газ, азот, вентиляция, воздухообмен, первая помощь при удушьях, искусственное дыхание.

Тематический блок № 6. Пищеварение.
Тема: «Пищевые продукты и питательные вещества. Строение пищеварительной системы».
Параграфы 29, 30,  таблица «Органы пищеварительной системы и их функции» стр. 101.
Данные темы изучаем обзорно, частично этот материал затрагивался в предыдущем курсе (Биология 7, строение пищеварительной системы млекопитающих, зубная формула.). Далее поэтапно будет вестись углубление и уточнение представлений и более полное раскрытие особенностей строения и функций всех отделов пищеварительного тракта человека. В ходе обсуждения составляем таблицу «Органы пищеварительной системы и их функции»  и начинаем ее заполнение. Работа с этой таблицей будет продолжаться в течение изучения всего тематического блока.
Термины и понятия:
Пищевые продукты, питательные вещества, пищеварительная система, молочные зубы, постоянные зубы, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, аппендикс.

Тема: «Пищеварение в полости рта. Глотание».
Параграф 31, таблица «Органы пищеварительной системы и их функции» стр. 101.
Изучение этой темы важно с точки зрения не только общего знакомства с особенностями пищеварения, но и как теоретическое обоснование профилактики кариеса и гастрита, а также ознакомления с приемами первой помощи при попадании пищи в дыхательное горло. В ходе обсуждения продолжаем заполнение таблицы «Органы пищеварительной системы и их функции», вносим в нее информацию о веществах, расщепляющихся в ротовой полости и ферментах, принимающих участие в этих реакциях, указываем химические особенности среды. Обсуждаем акт глотания, сопряженную работу органов пищеварительной и дыхательной систем, особенности регуляции процессов.
Термины и понятия:
Слюнные железы, ферменты, безусловные и условные слюноотделительные рефлексы, ферменты слюны, глотание.

Тема: «Пищеварение в желудке. Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении».
Параграфы 32,33, таблица «Органы пищеварительной системы и их функции» стр. 101.
Изучение темы предполагает обсуждение особенностей строения желудка, рассмотрение его функций и условий для их нормальной реализации. Изучаем нервную и гуморальную регуляцию функций органа, влияние различных веществ на его работу (негативное значение алкоголя и никотина). Расширяем представление о работе поджелудочной железы, как железы внешней секреции, и о функциях печени, как барьерного органа и пищеварительной железы.
По ходу обсуждения продолжаем заполнение таблицы «Органы пищеварительной системы и их функции», вносим информацию о химических особенностях среды желудка, указываем ферменты и соки, выделяемые желудком, поджелудочной железой, печенью, тонким кишечником; поясняем, на какие группы питательных веществ и как именно они воздействуют.
Термины и понятия:
Желудочный сок, рефлекторное сокоотделение, безусловные и условные сокоотделительные рефлексы, нервный механизм регуляции сокоотделения, гуморальный  механизм регуляции сокоотделения, поджелудочный сок, кишечный сок, барьерная роль печени.

Тема: «Кишечное пищеварение. Всасывание».
Параграф 34, таблица «Органы пищеварительной системы и их функции» стр. 101.
Продолжаем обсуждение органов пищеварительной системы — углубляем представления о строении и функциях отделов кишечника. Изучаем особенности строения и функций тонкого отдела кишечника,  химические особенности среды кишечника, тонкое строение стенок кишечника, выделяемые ферменты, расщепляемые группы питательных веществ и процесс всасывания. Обсуждаем особенности пищеварения в толстом кишечнике, роль этого отдела в пищеварительной системе. По ходу обсуждения продолжаем заполнение таблицы «Органы пищеварительной системы и их функции».
Термины и понятия:
Полостное пищеварение, пристеночное пищеварение, всасывание, кишечная ворсинка.

Тема: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Параграф 35, конспект.
В данной теме обсуждаются вопросы обработки пищевых продуктов, режимы питания, понятия «диета», «аппетит», различные варианты патологий органов желудочно-кишечного тракта, связанные с  хроническими заболеваниями, влиянием паразитов и инфекций.
В ходе обсуждения ведутся конспективные записи.
Термины и понятия:
Кулинарная обработка пищи, режим питания, аппетит, желудочно-кишечные заболевания.

Уважаемые учащиеся и родители! В третьей четверти мы продолжаем изучение биологии человека, нам предстоит освоить новые темы, имеющие не только теоретическое, но и серьезное практическое значение.

Требования к ведению тетради остаются прежними. Необходимо обращать внимание на работу с таблицами и схемами. Опыт первой четверти показывает, что своевременное заполнение тематических таблиц упрощает повторение материала, помогает запоминанию фактологических данных и терминов.

Проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы: В течение все второй четверти предполагаются фронтальные письменные опросы по каждой изучаемой теме. Количество вопросов — не более 4, ответы конспективные, на базе заполняемых учащимися таблиц и конспектов.

В третьей четверти Вашим детям предстоит освоить следующие тематические блоки: Тематический блок №7 Обмен веществ и энергии.

Тема: «Виды обмена веществ. Две стороны единого процесса обмена веществ». Изучение этой темы предполагает повторение понятий, а также использование в новом аспекте информации, усвоенной при прохождении тематического блока №6. В обсуждении и при самостоятельном прочтении учебного материала раскрывается значение процесса пищеварения для развития организма и его жизнедеятельности на каждом возрастном этапе. Подчеркивается роль каждой из групп усваиваемых веществ, как минеральных, так и органических, в жизнедеятельности клеток и тканей нашего организма. Обсуждаются формы обмена веществ — пластический и энергетический, как две стороны единого жизненно важного процесса.
Параграфы: 36 и 37, конспект темы (раскрыть основные понятия темы).

Термины и понятия: Обмен воды, обмен минеральных солей, обмен жиров, обмен белков, обмен углеводов, гликоген, мочевина, пластический обмен, энергетический обмен.

Тема: «Витамины» Тема имеет прикладной характер. Раскрывается роль витаминов, как биологически активных веществ, выполняющих роль регуляторов обмена веществ. В процессе обсуждения конкретизируется роль каждой из главных групп витаминов в нашей жизни, описываются состояния авитаминоза, составляется перечень продуктов, содержащих необходимые вещества.
Параграф 38, конспект или таблица «Витамины» (см. стр. 124).
Термины и понятия: витамины, авитаминоз, поливитамины.

Тема: «Нормы питания» Изучение темы носит прикладной характер — результатом работы является составление личного суточного меню с расчетом калорийности и суточной потребности в питательных веществах.
Параграф: 39, составить личное суточное меню с учетом физических и интеллектуальных нагрузок и потребности в различных питательных веществах.

Тематический блок №8 Выделение.

Тема: «Выделение» Тема носит обзорный характер. Обсуждается строение выделительной системы человека, как уникального природного биофильтра. Подчеркивается жизненно важная роль почек в очищении крови от продуктов обмена веществ. Изучаются этапы образования первичной и вторичной мочи, описываются патологические состояния органов выделения.
Параграфы: 40, 41, таблица «Состав первичной и вторичной мочи» (стр. 130).
Термины и понятия: капиллярные клубочки, почечные канальцы, почечные капсулы, первичная моча, вторичная моча.

Тематический блок № 9. Терморегуляция.

Тема: «Строение и значение кожи, гигиена кожи» Изучается строение покровной системы организма. Дается представление о строении и функциях ее слоев и включенных структур (железы, пигменты, рецепторы, сосуды и т. д.). Обсуждается роль кожи в таких процессах, как терморегуляция, кожная чувствительность. Исходя из функциональных особенностей, выводятся правила гигиены кожи.
Параграф: 42, рисунок 72 (стр. 133).
Термины и понятия: эпидермис, собственно кожа, подкожная клетчатка, волосы и ногти, потовые и сальные железы, рецепторы кожи.

Тема: «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции. Ожоги и обморожения, травмы кожи» Изучение темы предполагает обсуждение особенностей механизма терморегуляции и роль центральной нервной системы в этом процессе, раскрываются такие понятия, как «лихорадка», «перегрев». Составляется классификация ожогов и обморожений в зависимости от глубины развития процесса, изучаются способы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях.
Параграф: 43, устные ответы на вопросы 1,2,3,4 на стр. 139.
Термины и понятия: постоянство температуры тела, терморегуляция, перегревание, ожоги, обморожения.

Тема: «Закаливание организма. Гигиена одежды» Изучаются принципы и правила закаливания организма, обсуждаются методы закаливания. Обсуждаются особенности одежды с точки зрения обеспечения терморегуляции, защиты и вентиляции кожи. Перечисляются свойства тканей, обсуждается их использования в зависимости от сезона года и географической специфики местности проживания. По ходу обсуждения составляется конспект.
Параграфы: 44,45, устные ответы на вопросы стр. 141, 142.
Термины и понятия: факторы закаливания организма, гигиенические свойства одежды.

Тематический блок № 10 Система опоры и движения.

Тема: «Скелет» Тема важна для самоосознания — изучается опорная система тела, ее отделы и особенности их строения и функций. Перечисляются кости по отделам и определяются их функции. В ходе изучения темы составляется конспект.
Параграф: 46, изучить рисунок на стр.144-145, 146. уметь показывать отделы скелета и отдельные кости.
Термины и понятия: скелет, череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, верхние конечности, тазовый пояс, нижние конечности.

Тема: «Строение, свойства костей и типы их соединений». Тема имеет прикладное значение, изучается строение костей, дается их классификация, определяются преобладающие функции костей разного вида. Изучаются типы соединения костей, приводятся примеры, изучаются суставы собственного тела.
Параграф: 47, рис. 79, стр. 150.
Термины и понятия: трубчатые кости, губчатые кости, суставы, суставная сумка, связки, хрящи.

Тема: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей". Тема имеет прикладное значение: изучаются особенности травм опорно-двигательной системы и приемы оказания первой помощи и транспортировки. В процессе обсуждения составляется конспект.
Параграф: 48, конспект.
Термины и понятия: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей, шина.

Тема: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Управление движением. Утомление». Тема предполагает изучение основных групп скелетных мышц, особенности их строения и функций. Обсуждаются особенности регуляции работы мышц, роль различных отделов нервной системы в этих процессах. Рассматривается рисунок 81 на стр. 154-155.
Параграфы: 49, 50, составить перечень основных групп скелетных мышц.
Термины и понятия: поперечно полосатые мышцы, сухожилия, рычаги, мышечное сокращение, высшие двигательные центры, утомление, физический труд.

Тема: «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения» Тема имеет прикладное значение: обсуждаются такие понятия, как «тренировки», «гиподинамия», «осанка», «искривление позвоночника», «плоскостопие», причины возникновения аномалий развития скелета, роль физических упражнений в процессе формирования правильной осанки, возрастные нормы физических нагрузок.
Параграф: 51, конспект (перечень основных понятий)
Термины и понятия: мышечная тренировка, малоподвижный образ жизни, осанка, искривление позвоночника, плоскостопие.
Тематический блок № 11 Органы чувств и восприятие.

Тема: «Значение органов чувств. Виды ощущений» Изучение темы предполагает знакомство с различными видами ощущений и составление их классификаций по различным определяющим критериям (физическое воздействие, дистанция восприятия, виды энергии), изучается структура анализатора, как структуры, определяющей особенности восприятия ощущений. В ходе беседы составляется конспект, прописываются звенья анализаторов.
Параграф: 55, изучить рис. 94 (стр. 175).
Термины и понятия: анализатор, ощущение, восприятие.

Тема: «Глаз и зрение» Тема предполагает изучение строения зрительного анализатора, строение глаза и функциональных особенностей его частей. В процессе обсуждения составляется конспект, содержащий описание основных элементов глаза и их функций.
Параграф: 56, конспект.
Термины и понятия: глаз, белочная оболочка, роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, зрительный нерв.

Тема: «Формирование изображения на сетчатке. Зрительное восприятие» Изучаются закономерности формирования изображения в оптической системе глазного яблока, особенности строения сетчатки. Обсуждаются вопросы бинокулярного (объемного) зрения, патологии и гигиены зрения.
Параграфы: 57, 58, таблица «Виды нарушения зрения» (стр. 187).
Термины и понятия: хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, зрительный нерв, слепое пятно, стереоскопическое (бинокулярное) зрение, движения глаз, близорукость, дальнозоркость.

Тема: «Ухо и его функция. Слуховое восприятие» Изучение темы предполагает знакомство со строение слухового анализатора, строением уха, этапами звукового восприятия. Изучаются элементы строения уха, их роль в восприятии звуковых волн. Обсуждаются особенности гигиены слуха. В процессе обсуждения составляется конспект.
Параграфы: 59, «Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы» (стр. 190)
Термины и понятия: наружное ухо, барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, внутреннее ухо, улитка.

Тема: «Органы равновесия и мышечного чувства, кожное чувство, обоняние, вкус» Тема носит обзорный характер, обсуждаются анализаторы: обонятельный, вкусовой, тактильный, равновесия, мышечного чувства. Определяются звенья каждого из анализаторов, обсуждаются функции органов восприятия и значение воспринимаемых ощущений.
Параграф: 60, конспект, рис. 111 (только вкусовые зоны языка!) стр. 196.
Термины и понятия: вестибулярный аппарат, мышечная чувствительность, кожные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовая чувствительность.

Материалы IV четверти

Уважаемые учащиеся и родители! В четвертой четверти мы продолжаем изучение биологии человека, нам предстоит освоить новые темы, имеющие не только теоретическое, но и серьезное практическое значение.

Требования к ведению тетради остаются прежними. Необходимо обращать внимание на работу с таблицами и схемами. Опыт первой четверти показывает, что своевременное заполнение тематических таблиц упрощает повторение материала, помогает запоминанию фактологических данных и терминов.

Проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы: В течение все четвертой четверти предполагаются фронтальные письменные опросы по каждой изучаемой теме. Количество вопросов — не более 4, ответы конспективные, на базе заполняемых учащимися таблиц и конспектов.

В четвертой четверти Вашим детям предстоит освоить следующие тематические блоки:

Тематический блок №12 Поведение и психика.
Тема: «Наука о поведении и психике»

Изучение темы предполагает обсуждение понятий «потребности человека», «психика», «поведение», обзорное ознакомление с перечнем дисциплин, изучающих особенности поведения и эмоциональных состояний человека.
Параграф: 61. Термины и понятия: потребности человека, целенаправленное поведение, психика.

Тема: «Рефлекторная теория поведения. Приспособительный характер поведения.»

Изучение темы предполагает знакомство с основными положениямии понятиями рефлекторно теории поведения, обсуждение понятий «условный рефлекс», «навык», «торможение», «угасание рефлекса», «инстинкт». Рассматривается разнообразие безусловных рефлексов и их роль в формировании поведения. Делается краткий обзор научного творчества И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Обсуждается присособительный характер поведения.

Параграфы: 62, 63. Термины и понятия: пищевой безусловный рефлекс, защитный безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, условный рефлекс, временная связь, навыки, безусловное торможение, условное торможение, угасание, различение сигналов, дрессировка.

Тема: «Внимание и память.» В процессе изучения темы учащиеся знакомятсяс такими явлениями, как внимание, память. Обсуждаются формы внимания и его свойства, переключение и распределение внимания, формы памяти, возможности её тренировки и развития. Обсуждаются правила умственного труда и его гигиена.

Параграф: 64. Термины и понятия: внимание, принцип доминанты, сосредоточенность, устойчивость внимания, переключение и распределение внимания, память, кратковременная память, долговоременная память, повторение, переутомление.

Тема: «Речь и мышление.» Изучение темы предпогает ознакомление с этапами формирования речи человека и характерными особенностями возрастной периодизации этого процесса. Обсуждаются варианты замещения звукового общения визуальными символами, связь речи и мышления, значения речи и письменности для развития человечества.

Параграф: 65. Термины и понятия: слово, отвлечение и обобщение, речь, мышление, письменность.

Тема: «Сон и его значение. Сновидение.» Изучение темы предполагает знакомство с физиологическим значеним сна и особенностями его проявления, изучаются фазы сна, обсуждается значение этих фаз, а также правила гигиенические правила подготовки организма ко сну. Обсуждается явление сновидений, их психофизиологическая основа.

Параграф: 66. Термины и понятия: сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения.

Тема: «Характер, темперамент, личность.» Изучение темы предполагает знакомство с такими понятиями, как «личность», «характер», «темперамент». Обсуждаются процессы становления личности, ее устойчивость, психический образ. Дается представление о темпераменте, его четырех классических формах.. Обсуждается проблема формирования характера.

Параграф: 67. Термины и понятия: личность человека, интересы, склонности, способности, характер, воля, темперамент. Тема: «Здоровье человека и общество».

Изучение темы предполагает обсуждение здоровья человека, как важнейшей жизненной ценности. Подчеркивается роль профилактики заболеваний и борьбы с вредними привычками в поддержании должного качества жизни. Обсуждаются сегодняшнее состояние медицины и проблемы здоровья, характерные для современной цивилизации.

Параграф: 68. Тематический блок №13 Развитие организма человека.

Тема: Размножение в органическом мире. Изучение темы предполагает обращение к материалу, ранее изученному в курсе «Биология 7» (зоология). Обсуждаются особенности эмбрионального развития организмов (индивидуальное развитие в свернутой форме повторяет эволюционный путь вида), сравниваются половое и бесполое размножение и эволюционный потенциал обеих форм. Изучается строение и фуекции органов половой системы человека, раскрываются понятия «первичные и вторичные половые признаки», особенности процесса оплодотворения на клеточном уровне.

Параграф: 52. Термины и понятия: половые клетки, семенники, яичники, матка, сперматозоиды, яйцеклетки, оплодотворение.

Тема: Беременность. Развитие зародыша и плода. Изучение темы предполагает обращение к материалу предыдущего курса (Биология 7, Зоология): общие признаки млекопитающих. Обсуждается процесс дробления яйцеклетки, процесс ее внедрения в слизистую матки, формирования плаценты, питания зародыша. Далее в обзорном режиме дается характеристика этапов развития зародыша, особенности протекания беременности, гигиенические правила для женщины, процесс протенкания родов.

Параграф: 53. Термины и понятия: беременность, плацента, пуповина.

Тема: Развитие человека после рождения. В процессе изучения темы обсуждаются особенности возрастной периодизации человека, особенности каждого периода, присущие ему физиологические, анатомические и психологические особенности.

Параграф: 54. Термины и понятия: грудной период, раннее детство, дошкольный период, школный период, аксельрация, физиологическая зрелость, психологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость.


Источник: http://www.sc109.ru/content/distant/bio/8.html


Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Как сделать таблицу по биологии 8 класс

Похожие новости:






[/SHORT_NEWS_LAST]
Страници: 1 2 3 > >>